Художники-символисты
«Воображение, создающее аналогии или соответствия и передающее их образом, вот формула символизма». Ренэ Гиль
Символизм — одно из крупнейших течений в искусстве, характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, применением символики, образности, недосказанности, намеков, таинственности и загадочности. Обильно использует шифры, отсылки и кодировки.
В соответствии с теорией искусств, символизм в живописи возник во второй половине XIX века и продолжил становление в начале XX века. При этом еще в эпоху Средневековья было создано немало произведений искусства в жанре символизма — художники и иконописцы шифровали свои послания потомкам и загадывали загадки современникам. Сам же термин «символизм» появился в 1886 году благодаря французскому поэту Жану Мореасу.
Основой символизма является представление о том, что кроме мира вещей видимых существует и мир совершенно иной, который и является настоящей реальностью. Все происходящие в нашем мире события представители символизма считали результатом невидимых и неизвестных нам причин. Символизм отрицал науку, был невысокого мнения о человеческом разуме, который слишком часто ошибается. Лишь миг прозрения, наступающий во время творческого процесса, признавался символистами способным приоткрыть завесу тайны над миром иллюзий. Поэтому особая роль отводилась символистами творческой личности.
Самыми популярными темами символического искусства были смерть, страдание, любовь, ожидание или предчувствие каких-то событий и т.п. Сюжеты символисты черпали из библейских историй, исторических и мифологических событий, античной мифологии.
Основными особенностями этого направления живописи стали гротеск, вполне сознательное гипертрофирование формы и цвета. Тем самым символизм в живописи стал предтечей авангардистского искусства ХХ-го столетия. Символизм в живописи не создал своего собственного художественного языка, поэтому он не стал самостоятельным стилем.
Книга
Е.И. Светлов (ред.). «Европейский символизм» (2006)
Исследование группы отечественных и зарубежных авторов посвящено символизму как духовному искательству, философскому осознанию тайн природы и человека. Внимательно рассматриваются присущие модерну изобразительные мотивы и особенности стиля, показано историческое формирование искусства модерна и символизма, их связь с поздним романтизмом и экспрессионизмом. Одна из основных задач книги — расширить представление о национальном своеобразии и творческих общностях в европейском искусстве на рубеже XIX-XX веков. Впервые на русском языке публикуются неизвестные материалы об искусстве Вены и Мюнхена, Парижа и Глазго, обсуждается специфика русской, польской, шведской, датской архитектуры и искусства.
Художники (альбомы):
Уильям Блейк
Арнольд Бёклин
Одилон Редон
Гюстав Моро
Фернан Кнопф
Виктор Гюго
Франц фон Штук
Феликс Валлоттон
Михаил Врубель